Автор Тема: Ошибки, при установки радиостанций и антенн на автомобиль (27 МГц)  (Прочитано 39912 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн RAØZHM

  • 144.325/435.325 Репа
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь - либо она есть, либо её нет.
    • Форум Камчатских радиолюбителей
  • QTH: QO92
Как купите сообщите там договоримся о настройке. :)

Оффлайн NVTI

  • Пользователь
  • **

Оффлайн NVTI

  • Пользователь
  • **
Станции приобрели, для антенны место нашли, установили (может конечно не так как нужно), теперь требуется консультация спеца и настройка антенны.

Оффлайн RAØZHM

  • 144.325/435.325 Репа
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь - либо она есть, либо её нет.
    • Форум Камчатских радиолюбителей
  • QTH: QO92
тел в личку скиньте, я перезвоню завтра.

Оффлайн RAØZHM

  • 144.325/435.325 Репа
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь - либо она есть, либо её нет.
    • Форум Камчатских радиолюбителей
  • QTH: QO92
Очень интересная информация по установке, эксплуатации радиостанций и антенн в автомобилях диапазона 27 МГц.
Информация будет полезна начинающим и не только.

Оффлайн RAØZHM

  • 144.325/435.325 Репа
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь - либо она есть, либо её нет.
    • Форум Камчатских радиолюбителей
  • QTH: QO92
Для полноценной и качественной работы АФУ, его нужно настроить по КСВ.

После установки,  антенну необходимо настроить по минимальному значения КСВ в середине участка рабочих частот или если предполагается работать только на одной частоте, по минимальному значению КСВ на этой частоте.  

КСВ это коэффициент стоячей волны -  мера согласования антенно-фидерного тракта. Он показывает процент потерь мощности в антенне. Потери мощности при различных значениях КСВ приведены в таблице

КСВ           
1 потери 0
1.3 -- 2
1.5 -- 3
1.7 -- 6
2 -- 11
3 -- 25
4 -- 30
10 -- 70

Настройка антенны возможна  двумя способами:

1. Это изменение длины штыря - наиболее простой и быстрый способ, а для неразборных антенн единственный

2. Изменением длины согласующей катушки.

Для настройки антенны необходим специальный прибор - КСВ-метр, например VEGA SX-20 или Vega SX-600

Чтобы понять как пользоваться каждым конкретным прибором, необходимо изучить его инструкцию, но как правило это делается так.  Прибор включить между антенной и станцией, как показано ниже на рисунке.



Незабывайте, что пpибоp должен допускать работу при вашей выходной мощности!!!

То есть если прибор рассчитан на максимальную мощность 10Вт, то и на вход ему надо подать максимум 10Вт, а если подать 100Вт, то результат будет вполне очевиден в виде дыма и не очень приятного запаха.

Сразу уточним, что манипуляции с прибором во время замера КСВ зависят от конкретной модели КСВ-метра. Например, в модели VEGA SX-20 достаточно просто подключить КСВ-метр к антенне и радиостанции и снять показания нажав на передачу, а в модели Vega SX-600 выделен отдельно режим калибровки прибора и режим замера КСВ (SWR). Тут важно помнить, что калибровка прибора осуществляется каждый раз, когда мы меняем параметры антенны. А затем уже снимается КСВ.

Итак, переключатель ставим в положение FWD (замер падающей волны). Устанавливаем стрелку-указатель на конец шкалы. Таким образом происходит калибровка показаний прибора. Важный момент в том что калибровать прибор нужно  каждый раз при изменении параметров антенны и рабочей частоты. Далее, переключив прибор при отключенной передаче  в положение REF (замер отраженной волны), включить передачу и считать значение КСВ по шкале прибора.

Пример настройки антенны на среднюю частоту сетки  ( 27,205 МГц) изменением длины штыря. Сначала нужно измерить значение КСВ на 1 канале сетки С. Затем на последнем (40) канале сетки С. Если значение КСВ больше 3 в обоих случаях это говорит что либо антенна установлена неправильна, либо не рассчитана на такую мощность или имеет дефекты.  

Встаем на 20 канал сетки С, измеряем КСВ и запоминаем его значение.  Откручиваем винты, фиксирующие штырь,  двигаем его на 7-10 мм в нужную сторону, затягиваем винты, проверяем КСВ снова. Если штырь вставлен до предела, а КСВ все еще высокий, то придется укорачивать штырь физически. Если штырь выдвинут максимально, то придется увеличивать длину согласующей катушки. Устанавливаем штырь по середине крепления. Откусываем 5-7 мм, измеряем КСВ, снова откусываем. При этом следим чтобы значение КСВ уменьшалось. Как только оно достигнет минимума и начнет увеличиваться тогда регулируем  длину штыря только изменением положения в антенне. Так мы найдем минимальный КСВ.

Антенну надо настраивать только по месту ее  установки. Если мы перенесем  антенну на другое место, ее снова необходимо будет настраивать.

Вот и все, по ниже приведенным данным вы сможете определить что с вашей антенной и был ли толк в настройке КСВ.

Значение КСВ:
1,1-1,3   Отлично
1,3-1,5   Хорошо
1,6 - 2   Потери в ВЧ разъемах, плохая пайка. Для антенны говорит о том что у нее плохой уровень согласования и требуется настройка.
2,1 - 5 Антенна неисправна или неправильно установлена.
Более 5 Обрыв центральной жилы в кабеле или антенне.


Восемь пунктов, которые необходимо знать перед покупкой антенны Си-Би диапазона.

Цитировать (выделенное)
Автомобильные антенны Си-Би диапазона после покупки требуют определенных действий по настройке и доработке. Эти действия гарантируют вам высокое качество связи. В данный статье приведены 8 пунктов, которые необходимо знать перед покупкой антенны Си-Би диапазона. Стоит помнить, что ненастроенная антенна может вывести из строя вашу автомобильную радиостанцию.

1. Антенна должна быть настроена. Любая антенна установленная на автомобиль требует настройки КСВ, и даже если антенна на магнитном основании – то потребуется настройка КСВ каждый раз при установке в отличное от первоначального место. Установленная антенна без регулировки и настройки, полноценно работать не будет, и через год выйдет из строя по причине сильной коррозии и намокания кабеля.

2. Длина антенны определяет качество работы, естественно всё зависит от настройки. Полноценно настроить антенну можно только с помощью КСВ-метра.

3. Антенны на магнитном основании проигрывают врезным антеннам, установленным стационарно. У каждого типа антенна есть свои ключевые особенности - магнитные антенны требуют более тонкой настройки, засчет меньшей возможной подаваемой мощности плохо сочетаются с усилителями и из-за магнита трут краску кузова. Также стоит помнить, что при высокой скорости ( более 120 км/ч ) такие антенны слетают и могут вернуться обратно – прямо в стекло. Кабель магнитной антенны также является элементом согласования, длину его не стоит пробовать менять, прокладывать желательно прямо, без лишних витков и заваротов, так как это влияет на настройку антенны. Врезные антенны, крепящиеся на кронштейн или прямо в кузов, не снимаются полностью – возможно только отсоединение штыря с катушкой, а основание с подводящим кабелем останется на месте, такие антенны имеют более стабильные рабочие параметры и диапазон частот у них как правило шире.

4. Антенна настраивается в резонанс с кузовом машины. Поэтому любые вмешательства с систему «радиостанция-антенна» требуют последующей настройки антенны. Следовательно и настройку лучше производить, когда вы установили все элементы на свои места и провели кабель.

5. Защита от коррозии и повреждений. Мы живем в климатических условиях отличных от Европейских - более низкие температуры, другие показатели влажности и т.п. В связи с этим антенны рекомендуют немного дорабатывать, что по сути является подгонкой под наши более суровые климатические условия. Специалисты рекомендуют места соединение разнородных металлов обрабатывать литолом и как можно эффективнее укреплять место заведения кабеля в кузов.

6. Оптимальное место для антенны – верхняя часть кузова, центр крыши. Антенны, установленные в центре крыши машины делает диаграмму направленности ближе к круговой. Не рекомендуется использовать для установки антенны капот, багажник и бампер. К примеру антенна на багажнике «Жигулей», теряет эффективность примерно на полбалла, что равно снижению выходной мощности радиостанции вдвое.

7. Если Магнит – то большой. Очень часто бывает так, что возможности установить врезную антенну, просто банально нет, особенно это актуально, если автомобиль не личный. В таких ситуациях рекомендуется отдавать предпочтение максимальному диаметру магнита – как пример – магнит BM-170 один из самых крупных, его диаметр 17 см. 

8. Антенный кабель должен быть цельным.  Кабель с механическими повреждениями или составленный из нескольких кусков будет иметь большие электрические потери высокочастотного сигнала и приведет к возрастанию эфирных шумов.

« Последнее редактирование: 03 Март 2012, 21:20:35 от RAØZHM »

Оффлайн RAØZHM

  • 144.325/435.325 Репа
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь - либо она есть, либо её нет.
    • Форум Камчатских радиолюбителей
  • QTH: QO92
Казалось бы, нет ничего проще? чем запитать радиостанцию в машине, присобачил красный провод на плюс, а черный на минус! - ан нет... не катит.
Вот, что бывает если неправильно подключить питание:



Вот, чтобы этого не произошло, несколько рекомендаций по подключению... (Самая распространенная ошибка, это преполюсовка!!!).
1. Плюс питания аппаратуры связи рекомендуется брать с плюсовой клеммы аккумулятора.
2. Минус питания на радиостанцию (и усилитель) следует брать с кузова (желательно не с самореза, а с винта или болта с полноценной резьбой, и непосредственно с кузова, а не с детали сидящей на кузове) проводом минимально удобной длины. (Существует распространенная ошибка тянуть на аппаратуру связи минус с клеммы аккумулятора.)
3. Любой провод, подключенный к плюсовой клемме аккумулятора, должен быть обязательно защищен предохранителем. Согласно нормативам, длина провода от плюсовой клеммы аккумулятора до предохранителя не должна превышать одного фута. Всегда существует риск случайного замыкания на массу незащищенного предохранителем участка провода.) Ток предохранителя не должен превышать максимально допустимый ток нагрузки провода выбранного Вами сечения.
Помните, что невыполнение рекомендаций этого пункта создает риск для здоровья и жизни не только Вас, но и Ваших пассажиров.
На практике удобнее всего использовать обычный флажковый предохранитель в стандартном гнезде (Фото 1). Эти предохранители достаточно широко распространены, и найти нужный номинал обычно легко, за исключением разве 40-амперных, которые ставятся на усилители KL 500. Впрочем, в этом случае можно использовать предохранитель от акустического усилителя.



Фото 1



Допустимо применять литые гнезда под флажковый предохранитель, но с ними могут возникать проблемы. Как правило, эти гнезда идут с тонкими проводами (0,75 - 1 мм.кв), которых недостаточно для питания усилителей. Тем не менее, с виду провода этих гнезд имеют достаточное сечение за счет избыточно толстой изоляции. Определить в момент покупки реальное сечение проводов, выходящих из такого гнезда, невозможно, не разрезав провод (Фото 2).

Фото 2



Обычно гнездо предохранителя крепится пластиковыми хомутиками к ближайшему жгуту проводов в удобном месте.
При изготовлении плюсового провода питания рекомендую не доверять обжимным соединениям клемм (по крайней мере, в той его части, которая находится в подкапотном пространстве) и обязательно их пропаивать, во избежание отказов в самый неподходящий момент по причине окисления этих соединений.

4. Для того, чтобы свести к минимуму потерю напряжения питания в проводе, следует выбирать провод большого сечения:

при питании голой станции и длине провода до 2,5 м - 1 мм.кв, свыше 2,5 м - 1,5 мм.кв;
предохранитель 5-10 А (учитывая наличие штатного предохранителя радиостанции)

при питании станции и усилителя KL 200, KL 203, EA 150, Booster-747 и длине провода до 2,5 м - 1,5 мм.кв, свыше 2,5 м - 2,5 мм.кв;
предохранитель 15-20 А (учитывая наличие штатного предохранителя радиостанции)

при питании станции и усилителя KL 300, KL 400, EA 250, ЕА 300 и длине провода до 2,5 м - 2,5 мм.кв, свыше 2,5 м - 4 мм.кв;
предохранитель 25-30 А (учитывая наличие штатного предохранителя радиостанции)

при питании станции и усилителя KL 500, KL 800, Booster-797 и длине провода до 2,5 м - 4 мм.кв, свыше 2,5 м - 6 мм.кв;
предохранитель 40-50 А (учитывая наличие штатного предохранителя радиостанции)

Провода толще - брать можно, но лучше не будет; а вот при уменьшении сечения против рекомендованного, аппаратура на передаче будет недодавать выходную мощность.

5. Радиостанцию и усилитель рекомендуется запитывать с одного плюсового провода и не подключать к нему больше никакие потребители (особенно это касается потребителей, "шумящих" в радиочастотном диапазоне, например аудиоусилителей).





« Последнее редактирование: 14 Сентябрь 2012, 11:33:10 от RAØZHM »

Оффлайн RAØZHX

  • Модераторы
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • War... War never change...
  • QTH: QO93
длина провода от плюсовой клеммы аккумулятора до предохранителя не должна превышать одного фута
Ты наверно хотел написать 30 см.?)))))

Оффлайн RAØZHM

  • 144.325/435.325 Репа
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь - либо она есть, либо её нет.
    • Форум Камчатских радиолюбителей
  • QTH: QO92
Да ошибочка 30 см. ;)

Оффлайн RAØZHM

  • 144.325/435.325 Репа
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь - либо она есть, либо её нет.
    • Форум Камчатских радиолюбителей
  • QTH: QO92
Красава!!! Номенанты, лучшая кривая установка антенн:

 

А потом приходят и говорят, нет радиосвязи. Стоим в 700-х метрах, а связи нет....




Оффлайн UB8CAJ

  • всех вылечат .....
  • Модераторы
  • Пользователь
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь будет! Maybe...
    • stv-ural.ru =  Связь+ТВ
  • QTH: MO06GT
Скоро весна! У меня уже начинаются обострения. Так что кто не спрятался - я не виноват.
 Не знаю, откуда на свет божий RAØZHM это вытащил и кто аффтар, но я хочу это "слегка похерить"  чтобы некоторые улыбнулись
вместе со мной  :D
..... 8 пунктов, которые необходимо знать перед покупкой антенны Си-Би диапазона. Стоит помнить, что ненастроенная антенна может вывести из строя вашу автомобильную радиостанцию. 1. Антенна должна быть настроена. Любая антенна установленная на автомобиль требует настройки КСВ, и даже если антенна на магнитном основании – то потребуется настройка КСВ каждый раз при установке в отличное от первоначального место. Установленная антенна без регулировки и настройки, полноценно работать не будет, и через год выйдет из строя по причине сильной коррозии и намокания кабеля. 2. Длина антенны определяет качество работы, естественно всё зависит от настройки. Полноценно настроить антенну можно только с помощью КСВ-метра. 3. Антенны на магнитном основании проигрывают врезным антеннам, установленным стационарно. У каждого типа антенна есть свои ключевые особенности - магнитные антенны требуют более тонкой настройки, засчет меньшей возможной подаваемой мощности плохо сочетаются с усилителями и из-за магнита трут краску кузова. Также стоит помнить, что при высокой скорости ( более 120 км/ч ) такие антенны слетают и могут вернуться обратно – прямо в стекло. Кабель магнитной антенны также является элементом согласования, длину его не стоит пробовать менять, прокладывать желательно прямо, без лишних витков и заваротов, так как это влияет на настройку антенны. Врезные антенны, крепящиеся на кронштейн или прямо в кузов, не снимаются полностью – возможно только отсоединение штыря с катушкой, а основание с подводящим кабелем останется на месте, такие антенны имеют более стабильные рабочие параметры и диапазон частот у них как правило шире. 4. Антенна настраивается в резонанс с кузовом машины. Поэтому любые вмешательства с систему «радиостанция-антенна» требуют последующей настройки антенны. Следовательно и настройку лучше производить, когда вы установили все элементы на свои места и провели кабель. 5. Защита от коррозии и повреждений. Мы живем в климатических условиях отличных от Европейских - более низкие температуры, другие показатели влажности и т.п. В связи с этим антенны рекомендуют немного дорабатывать, что по сути является подгонкой под наши более суровые климатические условия. Специалисты рекомендуют места соединение разнородных металлов обрабатывать литолом и как можно эффективнее укреплять место заведения кабеля в кузов. 6. Оптимальное место для антенны – верхняя часть кузова, центр крыши. Антенны, установленные в центре крыши машины делает диаграмму направленности ближе к круговой. Не рекомендуется использовать для установки антенны капот, багажник и бампер. К примеру антенна на багажнике «Жигулей», теряет эффективность примерно на полбалла, что равно снижению выходной мощности радиостанции вдвое. 7. Если Магнит – то большой. Очень часто бывает так, что возможности установить врезную антенну, просто банально нет, особенно это актуально, если автомобиль не личный. В таких ситуациях рекомендуется отдавать предпочтение максимальному диаметру магнита – как пример – магнит BM-170 один из самых крупных, его диаметр 17 см. 8. Антенный кабель должен быть цельным.  Кабель с механическими повреждениями или составленный из нескольких кусков будет иметь большие электрические потери высокочастотного сигнала и приведет к возрастанию эфирных шумов.

Q. "Стоит помнить, что ненастроенная антенна может вывести из строя вашу автомобильную радиостанцию."
A.  Хрень. Если антенна исправна, но не настроена, рация будет работать с ксв до 3 и не сгорит, если конечно не иметь это целью эксперимента.  Любой (ну почти любой  ;) ) пользователь не будет непрерывно жать тангенту, когда он почти никого не слышит.

Q. "... антенна без регулировки и настройки, полноценно работать не будет, и через год выйдет из строя по причине сильной коррозии и намокания кабеля."
A. полноценно работать не будет - это правильно. Остальное .....   читаем внимательно! :lol:

Q.
"1.Длина антенны определяет качество работы, 2.естественно всё зависит от настройки. 3.Полноценно настроить антенну можно только с помощью КСВ-метра."
A. 1. некорректное высказывание. 2.естественно. 3. хрень. Если нет КСВ-метра, а только АА, это будет неполноценная настройка?  :)

Q.
"1.Антенны на магнитном основании проигрывают врезным антеннам, установленным стационарно. ... 2.- магнитные антенны требуют более тонкой настройки, засчет меньшей возможной подаваемой мощности плохо сочетаются с усилителями и 3. из-за магнита трут краску кузова. .... 4.при высокой скорости ( более 120 км/ч ) такие антенны слетают и могут вернуться обратно – прямо в стекло."
A. 1. В чём-то проигрывают, в чём-то выигрывают (покупатель всегда прав). 2.
"более тонкой ..." - это как?  :lol: . 3."из-за магнита трут краску кузова" - ну не из-за магнита, а из-за хозяина. И если магнитки - трут, то врезные даже сквозные отверсти провоцируют!!!  :D 4. "слетают и могут вернуться обратно" ... куда-куда могут вернуться??? туда где стояли? прямо на стекло? СУПЕРМАГНИТ!  :lol:

Ладно, я устал и времени нету, но верю - внимательный читатель найдёт далее по тексту ещё немножко смешного и несуразного.


Q
« Последнее редактирование: 11 Март 2015, 17:22:03 от UB8CAJ »

Оффлайн RAØZHM

  • 144.325/435.325 Репа
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь - либо она есть, либо её нет.
    • Форум Камчатских радиолюбителей
  • QTH: QO92
Цитировать (выделенное)
Скоро весна! У меня уже начинаются обострения. Так что кто не спрятался - я не виноват.
Батенька вы мазохист, столько времени ждали весны, чтоб написать это опровержение.... Мучились ночами, не спали и т.д. Не бережете вы себя уважаемый....

Это взято от сюда:

http://krikam.net/content/articles/index.php?article=8977  -  пишите сюда, первоисточник!!!
http://radiotx.ru/forum/showthread.php?p=3380
http://vladavtokanal.ru/index/vosem_punktov/0-29

Так, что все свои высказывания направляйте туда.... Заодно вместе и посмеетесь над тем, кто это писал...


А еще есть у вас какие-нибудь обострения? Может 03, а то мало ли что...


« Последнее редактирование: 11 Март 2015, 16:53:52 от RAØZHM »

Оффлайн UB8CAJ

  • всех вылечат .....
  • Модераторы
  • Пользователь
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь будет! Maybe...
    • stv-ural.ru =  Связь+ТВ
  • QTH: MO06GT
Все свои высказывания направляйте туда....
Тебе хочется, чтобы им было лучше чем здесь?
Или я где-то не прав?
Или ты это на свой счёт отнес?  :)

И хотя я действительно слегка мазохист, но в данном случае - вчера прочёл, сегодня написал.

Улыбайтесь, это продляет жизнь.

Единственнная "мораль" моего сообщения (касается всех авторов и не только этого ресурса, я и нашим местным и другим - постоянно "вставляю" ) - прежде чем копипастить что-то с других ресурсов - прочтите сами.  :)
А ни Ci-Bi.Ru я пробовал дискутировать по аналогичным ( техническим ) вопросам, там нет диалога. Их "знания" прочны как гранит.


Оффлайн RAØZHM

  • 144.325/435.325 Репа
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь - либо она есть, либо её нет.
    • Форум Камчатских радиолюбителей
  • QTH: QO92
Цитировать (выделенное)
Улыбайтесь, это продляет жизнь.
Что и делаю, с юмором вам ответил...
Цитировать (выделенное)
Или ты это на свой счёт отнес?
Зачем мне это на свой счет относить? Это же всего перепечатка с другого сайта и не более того...

Оффлайн UB8CAJ

  • всех вылечат .....
  • Модераторы
  • Пользователь
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Связь будет! Maybe...
    • stv-ural.ru =  Связь+ТВ
  • QTH: MO06GT
Ну,  :beer: за взаимопонимание!